Баннер 3

Детский дом №1

Меню сайта
Статистика

 «Формирование семейных ценностей у воспитанников детских домов и школ-интернатов»

Авторы: Н.И. Дементьева, Е.Н.Мухарева, г.Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область

 

С сентября 2012 года на базе МКОУ "Детский дом № 1" открыта областная экспериментальная площадка по теме: " Формирование семейных ценностей у воспитанников детских домов и школ-интернатов».

Целью экспериментальной деятельности: разработать и экспериментально проверить программу - методическое обеспечение формирования семейных ценностей воспитанников детских домов и школ-интернатов.

ЗАДАЧИ: выявить опыт по формированию семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

СОСТАВИТЬ:

- программу по формированию семейных ценностей у воспитанников детских домов и школ-интернатов;

- методические разработки занятий к программе по формированию семейных ценностей у воспитанников детских домов и школ-интернатов;

- методические рекомендации для воспитателей детских домов и школ-интернатов по формированию семейных ценностей у воспитанников детских домов и школ-интернатов;

- комплект диагностических материалов по выявлению уровня сформированности семейных ценностей у воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Разработать научно-методическое сопровождение формирования семейных ценностей у воспитанников в условиях детского дома.

Проблеме формирования семейных ценностей у детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома, в психологии и педагогике внимание уделялось только теоретически. Изменения, произошедшие за последние десятилетия в российском обществе, деструктивно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее духовную целостность, о чем свидетельствуют такие явления нашей жизни, как сокращение населения, рост числа разводов и незарегистрированных браков, малодетность семей, отказ от детей, беспризорность. Одной из главных причин распада современной семьи является духовный кризис, переживаемый нашим обществом. Самым трагичным его следствием стало растущее безнравственное отношение молодого поколения к ценностям семейной культуры, обусловленным уникальностью и социальным значением семьи, связанным с супружеством, родительством, родством.

Семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его личности, реализуются потребности ребенка в любви, ласке, уважении, заботе, общении, активности, складывается мотивация его поведения и происходит первичная социализация. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать свои чувства.

В настоящее время многие молодые люди начинают свою семейную жизнь с гражданского брака. Они могут многократно расходиться и сходиться, менять партнеров, что говорит об отсутствии главных семейных ценностей - ответственности за свою семью, за своего избранника, надежности брачных уз, сохранения таинства брака. Выпускники детского дома не составляют в этом плане исключения. Однако им более свойственно положение вещей, при котором такая «легкость» в человеческих отношениях принимается надолго, а может быть и навсегда. Практика показывает, что проблемы создания семьи у выпускников детских домов и школ интернатов стоят более остро, чем у их сверстников, живущих в семьях. Во взрослой самостоятельной жизни они продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно нетерпимыми к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих и потому при желании создать семью терпят неудачу.

Это происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и потому, что жизнь в детском доме зачастую не требует от ребенка выполнения тех ее функций, которые он выполняет в нормальной семье. Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается освоение роли семьянина. Именно поэтому формирование семейных ценностей в процессе подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к будущей семейной жизни, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

В большинстве детских домах и школах - интернатах условия проживания воспитанников схожи между собой: общие спальни, общие столовые, общие игровые комнаты, общая туалетная и ванная комната. У воспитанника при этом практически нет собственного личного пространства, где он мог бы уединиться. Жизнь в детском доме задает вынужденную публичность проживания и регламентируется режимом проживания, который не всегда позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка. Таким образом, условия проживания воспитанника в детском доме не дают ему возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с собственными потребностями. А потому важен поиск таких педагогических средств, которые позволили бы решить эти и другие проблемы в условиях детского дома.

В нашем детском доме созданы  благоприятные условиями для социальной адаптации детей-сирот: комплектование групп по принципу «замещающей семьи»;

 - приближение условий проживания к обычным домашним, в которой дети не имитируют «домашние дела», а действительно участвуют в социально-бытовых заботах семьи; а также обучение детей в общеобразовательной школе в классах совместно со сверстниками, воспитывающихся в обычных семьях;

- изменение позиции воспитателя – главным должно быть развитие личности ребенка, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Он не просто педагог – он «замещающая мама» в «замещающей семье». Это меняет отношение детей-сирот к нему, которые становятся более теплыми, доверительными, «родственными»;

 - изменение системы организованного режима детского дома, учитывающей права детей: на свободное время, добровольное участие в коллективной деятельности, на самостоятельное общение.

         Анализируя особенности взаимоотношений в семьях наших выпускников, стоит отметить, что в официальном браке проживают 46% выпускников, а 54% предпочитают, так называемый, гражданский брак, объясняя свой выбор тем, что это является возможностью привыкнуть друг к другу, попробовать себя в роли мужа или жены, проверить свою готовность к выполнению домашних обязанностей. По стажу совместного проживания можно выделить 3 группы семей: до 1 года (23%), до 6 лет (63%), 6-12 лет (14%). Это объясняется тем, что максимальный возраст наших выпускников не превышает 28 - 30лет. Однако, стоит обратить внимание на то, что 63% выпускников проживают совместно уже порядка 6 лет, 14% -от 6 до 12 лет, то есть 77% созданных нашими выпускниками семей сохранились несмотря на все трудности, которые им пришлось и приходится переживать. В этом есть заслуга и нашего педагогического коллектива: во-первых, это говорит о том, что дети, проживая в детском доме, все же были достаточно качественно подготовлены к выходу в самостоятельную жизнь, у них были сформированы умения и навыки ведения домашнего хозяйства; во-вторых, всем выпускникам оказывается посильная помощь в решении бытовых, правовых и других проблем.

59% выпускников, имеющих семьи, воспитывают собственных детей, возраст которых колеблется от 1-2 месяцев до 5-6 лет. Есть семьи дети которых вновь вернулись в наше учреждение то есть вторичное сиротство.

Проблема подготовки выпускников детского дома к самостоятельной жизни требует большего внимания со стороны государства и общества.

В ходе работы, мы пришли к определению «семейных ценностей»: это положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родства – родительства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческим интересам, потребностям, социальным отношениям.                

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. (Иванова И.В., Дударева Т.В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке // Психологические исследования : электронный научный журнал. — М.: Солитон, 2009. — № 2(4). — С. 6.).

Была проведена первичная диагностика формирования семейных ценностей воспитанников детского дома.                                  

Задачи:

- исследовать систему отношений воспитанников к семье, к самому себе, к  представителям своего и противоположного пола,  а также   исследовать уровень сформированности  семейных ценностей воспитанников детского дома.

Возрастные группы: дошкольники, младшие школьники, младшие подростки, старшие подростки, юношество.

 

Методы исследования:

- Мини - сочинение на тему: « Счастливая  семья,- какая она?»

- Анкета, разработанная  психологической службой МКОУ «Детский дом №1»

-Тест Рокичча.

-Методика «Незаконченные предложения»

-Методика «Рисунок семьи».

По результатам тестирования была составлена программа "Формирование семейных ценностей у детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в данной программе представлены теоретические материалы по разработке и реализации программы "Формирование семейных ценностей у воспитанников детских домов и школ - интернатов" в которую включены четыре раздела:

- "Духовно-нравственные ценности  семьи";

- "Домашняя экономика";

- "Семейное общение";

- "Социальное здоровье".

Новизна и практическая значимость программы образовательной  программы  заключаются в следующем:

Программа позволяет вести воспитательную работу по формированию семейных ценностей комплексно, последовательно и целенаправленно.

Позволяет  учитывать все возможности образовательного пространства детского дома; возрастные особенности детей, их личностные качества и обеспечить включенность всех видов деятельности.

-Разработаны и апробированы на практике методические разработки занятий к программе.

-Составлен комплект диагностических материалов по выявлению уровня сформированности семейных ценностей у воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Сейчас мы находимся на завершающем этапе нашей инновационной деятельности. Предполагаем, что в результате работы по составленным нами продуктами инновационной деятельности, воспитанники  детского дома будут лучше подготовлены к семейной жизни, работа направленная на формирование у воспитанников адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, поможет в преодолении этих трудностей.

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Поиск

Copyright MyCorp © 2017