Баннер 3

Детский дом №1

Меню сайта
Статистика

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

«Проблемы социализации  детей, нуждающихся в поддержке государства, и опыт их преодоления»

 

     Детский дом №1 в городе Ленинске-Кузнецком функционирует с 1996 года.

          С целью определения причин дезадаптации выпускников в самостоятельной жизни и оказания им эффективной помощи в социальной адаптации, педагогический коллектив включился в работу областной экспериментальной площадки по теме: «Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В ходе эксперимента мы должны будем решить следующие задачи:

-    рассмотреть теоретические основы постинтернатной адаптации детей-сирот;

-    выявить на основе диагностики уровень дезадаптации выпускников детского дома;

-    составить Комплексную программу по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни.

 

Исследования  по заявленной теме начали с того, что:

·        создали нормативно-правовою базу;

·        собрали банк данных по выпускникам детского дома. Исходя из анализа данных, мы сделали вывод, что:

- 35% выпускников адаптировались успешно;

- 37% выпускников испытывают трудности;

- 8% не сумели адаптироваться в самостоятельной жизни.

 

       Используя метод собеседования и анкетирования, мы выявили факторы, негативно влияющие на адаптацию выпускников:

- ребята испытывают трудности при обучении потому, что имеют слабые знания;

- специальность, по которой они обучаются, не всегда ими выбрана осознанно;

- не сформированы навыки ведения домашнего хозяйства;

- отсутствие опыта решения острых бытовых, экономических, правовых проблем;

- отсутствие навыков ведения здорового образа жизни;

- неадекватная самооценка;

- неумение анализировать ситуацию, решать проблему;

  

* В ходе эксперимента мы ознакомились с работами:

-         И.В.Карнаевой «Формирование готовности учителя к

                                профессиональному самоопределению подростков

                                группы риска»;

-         А.С.Быкова, И.В.Карнаевой «Профессиональное

                                                       самоопределение подростков в

                                                       условиях детского дома семейного

                                                       типа»;

-         С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной «Твоя профессиональная              

                                                                карьера»;

-         Т.И.Шалавиной, Л.С.Кочкиной «Истории личности и

                                                            профессионального        

                                                            самоопределения детей-сирот;

-         Т.М.Чурековой, М.С.Палехиной «Методика выявления

                                                              трудностей подростка».

     Изучив литературу, ознакомившись с опытом работы педагогов по социализации детей-сирот, проанализировав свой опыт работы с выпускниками, мы пришли к выводу, что подготовку подростка – сироты к самостоятельной жизни необходимо начинать задолго до того, как он покинет детский дом. Поэтому мы начали работу с определения уровня социальной адаптации воспитанников, проживающих в интернатных условиях.

     Разработали критерии, показатели, измерители уровня социализированности воспитанников детского дома.

     Сначала выявили проблемы, связанные с успеваемостью воспитанников, их поведением и организацией свободного времени.

     За основу взяли работу Т.М.Чурековой, М.С.Палехиной «Методика выявления трудностей подростка».

 

 

     В результате проведенной работы мы выявили, что у испытуемых:

 

 

-  слабо сформированы навыки учебной деятельности;

 

- подростки имеют склонность к асоциальному поведению;

 

- склонны к пустому времяпровождению.

 

 

 

     Психолого-педагогическое исследование детей мы провели, используя методику К. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов»,  методику Дж. Тейлора «Измерение уровня тревожности»,    диагностику состояния агрессии Басса-Дарки.

 

 

     Исходя из результатов диагностики, мы сделали вывод:

- воспитанники детского дома не умеют выходить из конфликтных ситуаций;

- не умеют отстаивать свои интересы;

- имеют высокий уровень тревожности;

- агрессивны, затаили в себе обиду.

Для определения уровня готовности детей-сирот  к профессиональному самоопределению, мы использовали следующие методы: анкетный опрос, тестирование, сочинение, собеседование.

Определили следующие критерии и показатели готовности воспитанников старших групп к выбору будущей профессии.

 

«Критерии и показатели готовности к профессиональному самоопределению»

                                                                                                              Таблица

 

Критерии

Показатели

Измерители

Нравственная готовность

- трудолюбие;

- осознание цели своей жизни;

- понимание личностной значимости правильного выбора профессии;

- наличие профессионального идеала

качество сформировано полностью – 3 балла;

качество сформировано частично – 2 балла;

качество не сформировано – 1 балл.

 

Психофизическая готовность

- сформированность учебных и профессиональных интересов и склонностей;

- сформированность социально и профессионально значимых мотивов выбора профессии;

- сформированность профессионального самосознания;

- адекватная самооценка.

качество сформировано полностью – 3 балла;

качество сформировано частично – 2 балла;

качество не сформировано – 1 балл.

 

 

Практическая готовность

- профессиографическая готовность, значение научных основ правильного выбора профессии;

- наличие предварительного профнамерения;

- информированность о содержании и условиях труда по выбираемой профессии

качество сформировано полностью – 3 балла;

качество сформировано частично – 2 балла;

качество не сформировано – 1 балл.

 

 

     Результаты показали, что дети имеют низкий уровень готовности к профессиональному определению, практически не имеют представления о своей будущей профессии, условиях труда.

 

     В результате проведенной работы, за период 2008 – 2010г.г., мы выявили основные проблемы воспитанников, это:

- низкая мотивация к учению,

- отсутствие понятия о дисциплине и нормах  поведения,

- неадекватная самооценка,

- низкая профессиональная компетенция,

- незнание правовых, экономических основ,

- склонность к вредным привычкам.

 

     С целью оказания помощи в решении проблем воспитанников, проживающих в интернатных условиях, педагогический коллектив детского дома разработал программы:

- «Здоровье»;

- «Мир профессий»;

- «Разноцветная палитра»;

- «Волшебная ниточка»;

- «Мечта»;

- «Мы вместе с книгой открываем мир»;

- «Простая экономика»;

- «Твои права»;

- «Учение»;

- «Мышление. Память. Воображение»;

- «Коррекция агрессии»;

- «Самооценка»;

- «Тревожность»;

- «Я в мире людей»;

- «Девиантное поведение»;

- «Профилактика аутоагрессии».

 

 

Программы подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни реализуется:

- через внеурочную деятельность;

- через организацию разнообразной жизни группы;

- через деятельность объединений по интересам.

 

В течение следующего этапа экспериментальной деятельности мы планируем практическую работу по Комплексной программе подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. Предполагаем, что в результате работы по составленным нами программам воспитанники детского дома будут лучше подготовлены к самостоятельной жизни в социуме.

 

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Поиск

Copyright MyCorp © 2017