Функциональные обязанности профконсультанта
в МКУ «Детский дом №1»
1.Общие положения
1.1.Профконсультант - педагогический работник образовательной организации, обеспечивающий организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающимся за счет координации деятельности педагогических работников, представителей родительской общественности, работодателей; осуществляющий взаимодействие в сфере профориентации со специалистами муниципальных органов управления образованием и их подведомственными организациями, лицами, ответственными за профориентационную работу, специалистами центра занятости населения, социальной защиты населения, предприятиями различных форм собственности (далее- субъекты профориентации).
1.2. Профконсультант руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральными государственными образовательными стандартами профессионального, основного общего и среднего (полного) общего образования, постановлением Минтруда России от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», положением о профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях Кемеровской области, положением о Центре профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО» (далее ЦПиПС), уставом образовательной организации.
1.3. Профконсультант назначается приказом руководителя образовательной организации.
2. Функциональные обязанности профконсультанта
2.1. Координирует деятельность педагогического коллектива в области профориентации, планирует работу, устанавливает связи с другими субъектами профориентации; проводит анализ результатов профессионального обучения или трудоустройства выпускников минувшего учебного года.
2.2. Осуществляет профессиональное воспитание обучающихся, содействует формированию и развитию их профессионально значимых склонностей, способностей, интересов на всех этапах профессионального самоопределения, в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, учебной, трудовой) в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования.
2.3. Оказывает педагогическую поддержку воспитанников формировании положительной мотивации к профессиональной деятельности.
2.4.Разрабатывает и проводит мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников, формированию активной позиции в период профессионального выбора.
2.5. Раскрывает содержание профессий (специальностей), их социально-экономические характеристики, физиологические и психологические качества, необходимые для освоения и выполнения конкретного вида деятельности.
2.6. Организует и проводит консультации по вопросам профессионального самоопределения воспитанников.
2.7. Информирует воспитанников, их об условиях, способах, формах освоения профессии (специальности).
2.8. Пропагандирует профессии (специальности), соответствующие важнейшим направлениям социально-экономического региона, способствует формированию положительной мотивации к овладению ими.
2.9. Осуществляет информационную и организационную поддержку воспитанников в поиске вариантов их профессионального становления и развития.
2.10. Способствует реальной самооценке профессиональных возможностей воспитанников.
2.11.Организует и проводит конференции, семинары, совещания по вопросам профориентационной работы.
3. Права профконсультанта
Профконсультант имеет право:
3.1. Участвовать в работе педагогического совета, семинаров, совещаний, профориентационных мероприятий.
3.2. Вносить предложения по улучшению организации профориентационной работы в образовательной организации.
3.3. Самостоятельно выбирать формы и методы профориентационной работы.
3.4. Вступать во взаимодействие со всеми субъектами профориентации, запрашивать и получать от них в пределах своей компетенции необходимую информацию.
4. Основные направления деятельности профконсультанта
4.1. В образовательных организациях общего образования: консультирование воспитанников в выборе профессии и профессиональной ориентации, информационное просвещение субъектов профориентации.
4.2. В профессиональных образовательных организациях: оказание помощи воспитанников выборе профессии и трудоустройстве, мотивирование их профессионального развития и мониторинг этого процесса, определение профпригодности, стимулирование профессионального становления, прогнозирование карьеры.
4.3. В Центрах психолого- медико- социального сопровождения (ресурсных центрах): оказание помощи и поддержки субъектам профориентации, испытывающим трудности и конфликты в профессиональной жизни.
5. Профконсультанту необходимо знать
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы, относящиеся к сфере образования и деятельности профконсультанта; педагогику и психологию личности; государственные образовательные стандарты всех уровней и ступеней образования; информацию о потребностях рынка труда в стране и регионе, о перспективах развития видов экономической деятельности; основы информационных технологий; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.
6. Профконсультанту необходимо уметь:
6.1.Планировать и координировать деятельность педагогического коллектива в области профориентации.
6.2.Устанавливать связи со всеми субъектами профориентации с целью повышения эффективности профориентационной работы.
6.3.Работать с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими решать проблемы профессионального самоопределения обучающихся.
6.4. Организовывать и проводить массовые профориентационные мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников.
6.5. Оказывать методическую помощь педагогическим работника образовательной организации по вопросам организации профориентационной работы с воспитанниками.
7.Требования к квалификации профконсультанта
7.1.Высшее образование (педагогическое, психологическое, гуманитарное);
7.2. Знание профориентационных методик, форм и методов проведения профориентационных мероприятий;
7.3. Стаж педагогической работы не менее 2-х лет.
7.4. Наличие навыков пользования компьютером (программы Word, Excel, PowerPoint), электронной почтой;
7.5. Коммуникативность, организаторские способности.